Вы здесь

Общественное обсуждение

Важно

Ежемесячный архив

Заключение по результатам общественных обсуждений Материалов обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди стационарного объекта, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов

Заключение по результатам общественных обсуждений Материалов обоснованиялицензии на эксплуатацию первой очереди стационарного объекта, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов –приповерхностного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов, отделения «Новоуральское» филиала «Северский» ФГУП НО «РАО» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) и Материалов обоснования лицензии на сооружение (реконструкцию) пункта хранения радиоактивных отходов, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов, отделения «Новоуральское» филиала «Северский" ФГУП «НО РАО» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), расположенного на территории ЗАТО г.Новоуральск

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372, Порядком проведения на территории Новоуральского городского округа общественных обсуждений по вопросам о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, утвержденным решением Думы Новоуральского городского округа от 25 августа 2010 года № 99, постановлением Главы Новоуральского городского округа от 12 января 2017 года № 03 «О назначении общественных обсуждений Материалов обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди стационарного объекта, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов – приповерхностного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов, отделения «Новоуральское» филиала «Северский» ФГУП НО «РАО» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) и Материалов обоснования лицензии на сооружение (реконструкцию) пункта хранения радиоактивных отходов, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов, отделения «Новоуральское» филиала «Северский» ФГУП «НО РАО» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), расположенного на территории ЗАТО г.Новоуральск», постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 16.01.2017г. № 24-а «Об организации проведения общественных обсуждений Материалов обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди стационарного объекта, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов – приповерхностного пункта захоронения твердых радиоактивных отходов, отделения «Новоуральское» филиала «Северский» ФГУП НО «РАО» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) и Материалов обоснования лицензии на сооружение (реконструкцию) пункта хранения радиоактивных отходов, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов, отделения «Новоуральское» филиала «Северский» ФГУП «НО РАО» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), расположенного на территории ЗАТО г.Новоуральск» (далее – Материалы обоснования лицензии) проводились общественные обсуждения.

Установлены сроки проведения общественных обсуждений, в том числе ознакомления общественности и граждан с Материалами обоснования лицензии - с 21 января 2017 года по 22 марта 2017 года.

Общественные обсуждения в форме общественных слушаний состоялись 21 февраля 2017 года в 17 час. 00 мин. в здании филиала «ДК УЭХК» Муниципального автономного учреждения культуры «ДК Новоуральский», расположенного по адресу: 624130, Свердловская область, город Новоуральск, ул.Крупской, д.2.

В ходе общественных обсуждений в отношении предмета обсуждений  поступили и выражены в обобщенном виде следующие мнения и предложения.

1. Представленные Материалы обоснования лицензии в целом позволяют сделать вывод об экологической приемлемости реализации объекта, так как ФГУП «НО РАО» выполняются требования норм радиационной и экологической безопасности при размещении данного объекта.

2. Считать эксплуатацию приповерхностного пункта захоронения радиоактивных отходов (далее – ППЗРО) приемлемой, так как пункт захоронения относится к третьей категории по потенциальной радиационной опасности, то есть радиационное воздействие в результате аварии ограничивается территорией объекта, радиационная безопасность при эксплуатации обеспечивается за счет системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, ядерных материалов и радиоактивных веществ в окружающую среду.

3. ФГУП «НО РАО» проводить более широкую информационную кампанию для населения Новоуральского городского округа, в том числе рассмотреть возможность создания Информационного центра Национального оператора для возможного посещения школьников, молодежи, общественности для ознакомления с деятельностью предприятия.

4. ФГУП «НО РАО» обеспечить, начиная с нулевого строительного цикла, регулярное привлечение общественности Новоуральского городского округа к экологическому мониторингу окружающей среды на территории строительства (реконструкции) следующей очереди ППЗРО в городе Новоуральске с информированием органов местного самоуправления и населения о его результатах.

5. ФГУП «НО РАО» в Материалах обоснования лицензии решить вопрос о безопасной транспортировке радиоактивных отходов (далее – РАО), включая разработку схемы движения по территории городского округа специализированного транспорта, доставляющего РАО на ППЗРО и обратно, а также проработку возможного варианта транспортирования РАО на ППЗРО железнодорожным транспортом.

6. Считать возможной эксплуатацию ППЗРО при условии его предназначения для захоронения РАО, образующихся только от деятельности АО «УЭХК» (Свердловская область, г.Новоуральск), при этом рассмотреть возможность изъятия их в будущем для перезахоронения на другой территории, отдаленной от населенных пунктов и промышленных предприятий Новоуральского городского округа.

7. В Материалах обоснования лицензии рассмотреть вариант отказа от финальной изоляции на ППЗРО, при этом отказаться от планов по расширению мощностей объекта и номенклатуры принимаемых им радионуклидов.

8. В Материалах обоснования лицензии  предусмотреть раздельный сбор поверхностного стока воды с «чистой» и «грязной» зон на случай аварийной ситуации.

9. Считать нецелесообразной эксплуатацию ППЗРО в связи с нанесением ущерба окружающей среде и имиджу Новоуральского городского округа, приостановить работы на ППЗРО.

10. ФГУП «НО РАО» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» проводить изучение всех вариантов возможного размещения ППЗРО на территории Российской Федерации в сотрудничестве со специалистами и экологами мира.

11. Рекомендовать Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации следующие предложения:

1) внести в федеральное законодательство Российской Федерации по обращению с радиоактивными отходами положение о том, что органам местного самоуправления должно быть предоставлено право «вето» на размещение ППЗРО или иного объекта по обращению с РАО, так как экологические и социальные интересы граждан должны быть приоритетом над экономической целесообразностью при решении о возможном месте размещения хранилища РАО. Граждане России, проживающие в местах долгосрочной изоляции РАО, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должны иметь возможность принимать окончательное решение о допустимости размещения таких объектов. Вопрос согласования мест размещения РАО должен быть также четко урегулирован в региональном законодательстве;

2) внести в федеральное законодательство Российской Федерации по обращению с радиоактивными отходами положение о том, что в рамках данной процедуры необходимо обеспечить возможность участия населения в принятии окончательного решения на размещение ППЗРО или иного объекта по обращению с РАО, так как Правительство России должно предоставить необходимые гарантии экологической безопасности функционирования объектов захоронения РАО. При этом в интересах населения конкретного региона, федеральным структурам предусмотреть дополнительное планирование социально-экономического развития соответствующей территории на последующие десятилетия;

3) внести в региональное законодательство Российской Федерации по обращению с радиоактивными отходами, нормы общественного контроля в сфере обеспечения безопасности при обращении с РАО. Например, предусмотреть положения о Наблюдательном совете в структуре органа государственной власти субъекта Российской Федерации и определить порядок его формирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти;

4) внести в федеральное законодательство Российской Федерации по обращению с радиоактивными отходами следующее положение: «В порядке компенсации за потенциальные экологические риски производить отчисления в размере 5% от суммарной стоимости тарифа на захоронения РАО, ввозимых с других территорий Российской Федерации, в пользу муниципального образования по месту расположения ППЗРО», либо разработать проект федерального закона, предусматривающий дополнительные преференции жителям территорий, на которых расположены объекты размещения РАО;

5) внести в федеральное законодательство Российской Федерации по обращению с радиоактивными отходами положение о том, что необходимо присвоить г. Новоуральску и окружающим населенным пунктам (например, Верхний Тагил, Белоречка, Рудянка, Кировград) статус «территория с льготным социально-экономическим обеспечением» и выплачивать каждому жителю 40% от минимальной оплаты труда.

С учетом изложенного, по результатам общественных обсуждений вынесено следующее заключение:

1. Общественные обсуждения в форме общественных слушаний признать состоявшимися.

2. Рекомендовать Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (далее - ФГУП «НО РАО»):

1) учесть замечания и предложения к Материалам обоснования лицензии, поступившие в ходе общественных обсуждений, при этом предложения, указанные в пункте 11 настоящего заключения направить в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» для принятия соответствующих решений;

2) представить материалы общественных обсуждений на государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

3) копию заключения государственной экологической экспертизы направить в Администрацию Новоуральского городского округа;

4) оказать содействие соответствующим общественным организациям (объединениям) в проведении общественной экологической экспертизы в случае, если в порядке, установленном Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», гражданами или общественными организациями (объединениями) будет инициировано проведение общественной экологической экспертизы материалов.

3. Администрации Новоуральского городского округа:

1) рекомендовать делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы Материалов;

2) направить настоящее заключение и протокол общественных обсуждений в адрес ФГУП «НО РАО» для представления на государственную экологическую экспертизу;

3) настоящее заключение опубликовать в газете «Нейва» и разместить на официальном сайте Администрации Новоуральского городского округа в сети «Интернет».

Глава Администрации городского округа                                   А.Б. Баранов

Lean Six Sigma | _news